Не секрет, что, несмотря на приличные тиражи и явную востребованность у публики, почти все книжные межавторские сериалы пользуются дурной славой литературы низкого пошиба. При виде очередного тома «Звездных войн» или «Конана», а уж тем более новеллизаций компьютерных игр или комиксов большинство критиков лишь презрительно кривится. Мол, и работают над такими сериями одни лишь торгаши от литературы, лишенные настоящего таланта, и произведения у них получаются посредственные: для развлечения еще сойдет, но серьезности ни на грош — ни уму, ни сердцу. Неужели популярность мультимедийных проектов объясняется лишь недостатком вкуса у широких масс? Но как тогда объяснить, что и авторские вселенные писателей, талант которых сложно оспорить: Джорджа Мартина, Сергея Лукьяненко, Анджея Сапковского и даже Джона Р. Р. Толкина, — постепенно обрастают играми, комиксами и прочей «побочной» продукцией?
Почему в этом заинтересованы писатели? Ответ напрашивается сам: кушать хочется всем, а получить бонус в виде толстого слоя масла на честно заработанный кусок хлеба всегда неплохо. Работа в чужом сериале или продажа прав на выпуск «сопутствующей продукции» по собственному миру, безусловно, могут принести неплохие дивиденды. Но вряд ли и без того успешный автор пойдет на поклон к Большому доллару, если не видит в этом, наряду с коммерческими, творческих перспектив для себя или своего мира. И за примерами далеко ходить не надо: благодаря появлению коллекционной карточной игры по мотивам «Песни льда и пламени» эту вселенную проиллюстрировали десятки великолепных художников, и она заиграла новыми красками.
Спрос рождает предложение, а не наоборот. Так что же вызывает такой интерес зрителей, читателей, игроков к межавторским проектам? Ведь, чего уж душой кривить, в большинстве случаев художественный уровень любого рода произведений «по мотивам» оставляет желать лучшего. Но главную роль здесь играет желание человека вновь и вновь погружаться в полюбившийся мир. На заре межавторских проектов на качество продукта обращали внимание в последнюю очередь, ведь эффект узнавания и так обеспечивал продажи. Главным достоинством такой литературы была бессрочная путевка в полюбившийся мир.
© Выжимка из статьи Дмитрия Злотницкого (журнал «Мир Фантастики»)